Гороскоп Совместимость Календарь зачатия
Автомобили Дети Животные Многодетные Няни Образование Праздники Развитие Семья Юридическая Отдых
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
18.09.15

Переход в пятый класс. Готовимся заранее!

    В жизни каждого школьника существует несколько кризисных, переходных моментов. Первый, конечно, поступление в школу. Сколько волнений, тщательных приготовлений. А вот когда тот же ребенок превращается в пятиклассника, родители и педагоги особенно не беспокоятся. Словно ничего серьезного не происходит. Как был учеником, так и остался. На самом деле ситуация не менее сложная. Переход в среднюю школу совпадает с началом подросткового возраста, и на этот естественный, природный кризис накладываются проблемы адаптации к новой образовательной ситуации. Известно, что в начале пятого класса падает успеваемость школьников, снижается дисциплина, что хуже всего – пропадает интерес к учебе. Почти 80% детей имеют повышенную и высокую тревожность, причем на первом месте – проблемы в отношениях с учителями,
страх проверки знаний. Но эти неприятности можно до некоторой степени предотвратить.

Вид с последней парты

Для большинства учителей средней школы (если их заранее предупредили о нагрузке на будущий год) знакомство с потенциальными учениками начинается с посещения уроков четвероклассников.
Существует несколько схем анализа уроков. Психолог обратит внимание на особенности общения детей, атмосферу урока. Предметник постарается увидеть степень заинтересованности и подготовленности учеников. Но отдельные педагоги ведут относительно спонтанные наблюдения. И вопросы задают себе самые простые. Каковы урочные традиции (что-то можно понять по висящим на стенах картинкам, объявлениям, что-то увидеть на занятии)? Как ведутся тетради (единообразно или индивидуально, с рисунками, украшениями или строго по теме)? Привыкли ребята сидеть спокойно или у них есть возможность двигаться на уроке? Каков привычный уровень шума? Слышат ли ученики друг друга? Или только учителя?
Идеальный вариант – увидеть детей в разных ситуациях. К примеру, урок английского языка проходит на предельной скорости. Малыши постоянно в движении: встают, садятся, кидают мячик, без конца что-то говорят, поют. Учитель делает вывод: придется освоить столь же динамичные формы работы, иначе ему не удержать в сентябре внимание активных, энергичных мальчишек (их втрое больше, чем девчонок в этом классе).
Вдруг на уроке труда, куда и приходить-то не собирался, будущий классный руководитель обнаруживает тех же самых мальчишек, погруженных в вязание, сосредоточенных, умиротворенных. Оказывается, в определенной ситуации малыши умеют концентрироваться, усмирять свой темперамент. Только что это за ситуация? Особый вид деятельности, любимый, значимый? Особый учитель (строгий или ласково-медлительный)? Возможность получить в итоге конкретный продукт – собственноручно сделанные носочки?
Ответы рождаются из новых наблюдений, разговоров с коллегами (поэтому так важно, чтобы наблюдения вели разные учителя). Формируется представление о традициях жизни класса, которые должны обязательно продолжиться в следующем году.
Наблюдение становится почвой для проектирования содержания пятого класса. Очевидно, ребята будут расширять, углублять свои представления об окружающем мире, о способах познания. В какой форме им проще зафиксировать свои сегодняшние представления? Сделать в дальнейшем акцент на историко-культурном материале или уделить время методам научного исследования, экспериментированию?
Знакомые лица

Многие родители воспринимают переход детей в 5 класс только так: «Ну надо же как уже вырос!». На самом деле для ребенка меняется все – учебная нагрузка, ответственность, место в детском коллективе, да еще начинаются трудности младшего подросткового возраста. Ведущий педагог-психолог «Школы Сотрудничества» Наталья Феликсовна Кацевич предлагает родителям будущих 5-тиклассников заранее подготовить себя и ребенка к новому статусу и новым заботам.

Психологические особенности детей 10 лет

2 этап –основной.

3 этап– заключительный

Начиная учиться, каждый пятиклассник
полон решимости учиться, готов свернуть горы, его
не пугают трудности, он готов их преодолевать. Но,
увы, происходит то, что не вполне оправдывает
детские ожидания. Одни пятиклассники гордятся
тем, что повзрослели и быстро втягиваются в
учебный процесс, а другие переживают и адаптация
затягивается.

Наблюдая не один год за
пятиклассниками, отслеживая их успешность, вижу:

  1. Успеваемость у многих падает; многие начинают
    тяготиться учёбой, жалуются на трудность и
    усталость, неинтересность.
  2. Интерес к учёбе снижается. Мотивы, которые
    побуждали их к учению в младших классах (интерес
    к пребыванию в школе, первые результаты труда)
    уже удовлетворены, а новые, отвечающие
    возрастным особенностям, ещё не сложились.
    Многие пятиклассники не записывают задание в
    дневник, чтобы родители не смогли их
    проконтролировать.
  3. Мотивы, которые побуждали их к учению в
    младших классах (интерес к пребыванию в школе,
    первые результаты труда) уже удовлетворены, а
    новые, отвечающие возрастным особенностям, ещё
    не сложились. Записи в тетрадях и дневниках
    становятся небрежными: куда-то пропадает
    старательность и аккуратность. Ребенок, которого
    было не оторвать от книги, теперь не хочет брать
    ее в руки;

  4. Отношения между детьми становятся напряжённее.
    Еще вчера дружный класс становится просто
    группой детей, возникают конфликты, драки, ссоры;
  5. Сами дети становятся тревожнее, беспокойнее.
    Иногда ученик не может решить даже те задачи,
    которые полгода назад делал “на счёт раз”;
  6. Пятиклассники часто становятся
    непредсказуемыми в своих реакциях; они
    становятся забывчивыми;
  7. Дети начинают отстраняться от взрослых.
    Пятиклассник свои трудности плохо осознают,
    считают, что все дело только в них самих, и не
    делятся переживаниями со взрослыми, создается
    впечатление полного благополучия. Очень важно
    уловить изменения в поведении ребенка, понять их
    причину и вовремя оказать помощь.

Мотивы, которые побуждали их к учению в
младших классах (интерес к пребыванию в школе,
первые результаты труда) уже удовлетворены, а
новые, отвечающие возрастным особенностям, ещё
не сложились. Записи в тетрадях и дневниках
становятся небрежными: куда-то пропадает
старательность и аккуратность. Ребенок, которого
было не оторвать от книги, теперь не хочет брать
ее в руки;

Почему это происходит? Всему виною –
адаптационный период, просто ребёнок ещё не
успел перестроиться на “взрослый лад”.

Вот факторы, которые делают процесс
адаптации пятиклассников таким:

• Смена учителя. В начальных классах
учитель – это вторая мама для детей. Отношения
между учителем и учащимися чаще всего строятся
по принципу домашних, родственных отношений.
Учитель не просто преподает предметы, он учит
обслуживать себя, заботится, чтобы ребенок был
хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют
себя защищенными со своей первой учительницей. И
вдруг им предлагают “сменить маму”.

  • Появление множество разных
учителей, каждый со своим характером, со своими
требованиями и привычками. Часто учителя ждут от
детей, что те к ним приспособятся, никак не
облегчая школьникам процесс приспособления к
ним самим. Ребёнку приходится завоёвывать
авторитет снова, и не у одного учителя, а у многих,
со многими учителями выработать свои отношения.
Поневоле заволнуешься, испугаешься – а в итоге
повышается тревожность.

  • #75519324
  • 15.06.12 12:58
  • Anonymous

Конечно надо готовится))) Закаляйте, усиленно кормите, выучите японский за лето, тренируйтесь бегать по лестницам, ну фантазируйте))))))

  • #75522806
  • 15.06.12 16:22
  • Anonymous

В начале учебного года в нашей школе проводятся общешкольные родительские собрания. Эти собрания, как раз способствуют ускорению и сглаживанию сложного периода перехода обучающихся в среднее звено школы. Здесь родители могут познакомиться со всеми учителями – предметниками, которые будут заниматься обучением и воспитанием их детей, побеседовать с ними, узнать о требованиях предъявляемых к изучению того или иного предмета.

В первые месяцы обучения в пятом классе детей необходимо контролировать: как подготовился к урокам, все ли собрал в школу. Родителям ни в коем случае нельзя оценивать личные достижения ребенка этого возраста лишь по достижениям в школе. Если у ребенка возникают проблемы с успеваемостью, родителям необходимо позволить ему проявить себя в чем-то другом. Нельзя зацикливаться на плохой учебе, устраивать конфликты из-за двоек. В большинстве случаев это приводит только лишь к отчуждению ребенка, ухудшает его взаимоотношения и с учителями, и с родителями.

В пятом классе, в связи с увеличением количества предметов, возрастают требования к умениям обобщать и систематизировать знания и явления окружающего мира. Возрастание обязательной нагрузки, увеличение объемов и сложности учебных программ подчас приводят к сильной перегрузке, и тем самым к росту заболеваний у детей именно в пятом классе.

Процесс воспитания сложен и многообразен, а каждая воспитательная ситуация неповторима. Поэтому педагогу важно проявлять творчество, принимать нестандартные решения, импровизировать, быть гибким в конструировании педагогического процесса, учитывать личностное своеобразие и особенности воспитанников.

Всегда необходимо учитывать возрастные особенности подростков, стремится создавать ситуации успеха.

Наиболее сложным для ребят является переход от одного учителя к взаимодействию с несколькими различными учителями - предметниками. У них ломаются привычные стереотипы, самооценка: ведь теперь его будет оценивать не один учитель, а несколько.

Однако все эти обстоятельства – новые требования, новые люди, новый статус – оказывают нагрузку на психику школьника. (Представьте взрослого человека, который поменял работу и оказался в отделе, где у него 10 новых начальников). Поэтому в это время у детей могут появиться (или усилиться) такие особенности в поведении, как робость, или, наоборот, развязность, неорганизованность, забывчивость, тревожность. Может снизиться работоспособность, также возможны психосоматические заболевания. Этот период называется периодом адаптации к средней школе.

- Обратите внимание на отношение вашего пятиклассника к школьным оценкам. Важно, чтобы он понимал: разные люди, в том числе и учителя, могут оценивать по-разному и результаты его работы, и его самого как личность. В средней школе легче будет тому, кто не делает трагедии из школьной отметки. И тут, конечно, многое зависит от родителей: нельзя, чтобы наши неправомерные ожидания и высокие требования отравляли ребенку жизнь. Повышенная тревожность чаще возникает не из-за реальных неуспехов (хотя бывает и такое), а из-за страха не соответствовать установкам родителей.

- Обращайте внимание на физическое самочувствие ребенка, его эмоциональное состояние, изменения в поведении. Кто-то из детей становится более тревожным или робким, кто-то больше утомляется или становится менее организованным, чем раньше... По данным школьных психологов, какие-то изменения в первое время наблюдаются у 70-80 процентов пятиклассников. Старайтесь, чтобы ребенок соблюдал режим дня, создайте дома щадящую, спокойную обстановку. При необходимости (если, например, у ребенка стойкие нарушения сна, он чаще стал болеть, постоянно снижено настроение и др.) обратитесь к врачу. Не забывайте о возможности консультации у детского психолога. Например, если ребенку не сразу удалось наладить контакт с новыми учителями или одноклассниками.

- Научите, как справляться с возросшими учебными нагрузками. По-другому можно построить домашнее расписание занятий. Учите добывать необходимую информацию из самых разных источников: из газет и журналов, из справочной литературы. Если есть возможность, то и в Интернете. Хорошей привычкой может стать работа в читальном зале библиотеки. Все это - подготовка к учебе и в старших классах, и в вузе. Покажите, как работать с разными словарями, энциклопедиями, справочниками. Обратите внимание, умеет ли ребенок выделить главное в абзаце, параграфе, статье, составить краткий конспект.

Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому
что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие
отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок
заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что
они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.

В этом случае родители
могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного
предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения
школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать,
сколько денег понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает
ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.

Разгадывание кроссвордов требует наличия определенных
знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно
попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.

Отправляясь с детьми в путешествие или просто
добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать
скорость движения или пройденное расстояние.

Собственный огород или даже цветы на подоконнике —
хороший практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году цвели красные и
белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян почему-то выросли розовые).


Лицензия

   В любом случае родители могут и должны поддержать своего ребенка на этом сложном этапе. Как это сделать? Познакомьтесь с соответствующими разделами нашего сайта.

(голосов:0)
Похожие статьи:

Первый класс, или Как подготовить ребенка к школе

Каждый родитель серьезно готовится к вступлению ребенка в школьную жизнь: затрачивается немало сил и средств на приобретение "всего необходимого". Однако Просто одеть ребенка в красивую школьную форму и дать в руки модный ранец с разноцветными тетрадками теперь уж недостаточно - для успешного начала школьной жизни любому ребенку необходима психологическая подготовка.


Ваш ребенок - первоклассник! - Статьи

Статьи

Ваш ребенок - первоклассник!

Дополнительные занятия для первоклассникаПереход от дошкольника к первокласснику - огромное событие в жизни семилетнего малыша и его родителей. Успеваемость на протяжении последующих десяти лет, а главное - стремление учиться закладываются именно в первый школьный год. И тут многое зависит не столько от учительницы (хотя это немаловажно), сколько от поведения родителей. Поэтому психологи утверждают, что перед школой нужно работать прежде всего с родителями.


как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе


Фото: Shutterstock.com

Ирина Юрьевна Таранова, детский психолог «Центра развития ребенка»:

Начало нового учебного года – это всегда стресс для ребенка: осень, смена режима дня, ежедневные умственные нагрузки, возрастание возлагаемой на ребенка ответственности… Особенно сложно тому, кто попадает в новый коллектив. От того, насколько успешно и легко ребенку удастся адаптироваться в новом коллективе, зависит во многом его дальнейшая социальная жизнь, его умение выстраивать отношения. Если у ребенка есть такие проблемы, как застенчивость, неуверенность в себе, сложности установления контакта со сверстниками – то необходимо начать над ними работу как можно раньше, еще до того, как ребенку предстоит войти в новый коллектив. С подобного рода проблемами Адаптация ребенка в школьном коллективе 1поможет справиться детский психолог.


Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Школьные проблемы

Содержание:

Хорошо, если ребёнок ждёт начала учебных занятий. Да, и такое бывает. У меня старшая дочка до шестого класса с нетерпением ждала начала занятий. А что делать, если Ваш ребёнок не хочет идти в школу? И не просто не хочет, а уже готов демонстрировать родителям по утрам симптомы всех известных ему болезней, только бы не идти в школу. Какие есть варианты у родителей?


Пора или нет идти в школу?

Когда пора в школу

Пора или нет идти в школу?

«Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать,

писать и считать – значит быть готовым всему этому научиться!»

А.Л. Венгер

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе...


Комментарии к статье Переход в 5 класс:
loading...
Загрузка...


2015