Гороскоп Совместимость Календарь зачатия
Автомобили Дети Животные Многодетные Няни Образование Праздники Развитие Семья Юридическая Отдых
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
18.09.15

Orthodox-europe.eu - Анастасия Узорешительница

Бенедиктбоерн (Benediktbeuern)В часе езды от Мюнхена в сторону города Бад Тельца, почти у самого подножия Альпийских гор живописно расположен один из самых старинных баварских монастырей - Бенедиктбоерн, основанный в 739 г. Со стороны кладбища, в северной части главного монастырского храма св. Бенедикта находится знаменитая в Баварии Капелла Анастасии, построенная в форме эллипса в 1751-1755 годах. Ее строительству предшествовало так называемое «Кохельзеерское чудо», связанное с военными событиями 1704 года. По молитвам баварских монахов и сельских жителей у мощей святой Анастасии Узорешительницы чудом уцелел монастырь и окружающая его местность, несколько баварских деревень, находящимися в районе озера Кохельзее, где велись в то время боевые действия (См.: Weber L. Pfarrkirche St. Benedikt und Anastasiakapelle zu Benediktbeuern. Passau, 2004, S. 24-25). C тех пор святую Анастасию баварцы стали называть своей покровительницей и защитницей, а благодарность воздвигнули капеллу, названную ее именем. Сама Капелла Анастасии с ее богатой лепниной и живописными панно, по мнению архитекторов, является «жемчужиной стиля рококо» не только в Баварии, но и во всей Европе.

В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, — умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Ее учитель и наставник два года томился в заключении. Встречаясь с ним, она назидалась его долготерпением и преданностью Спасителю. Муж святой Анастасии, Помплий, узнав об этом, жестоко избил ее, поместил в отдельной комнате и у дверей поставил стражу. Святая скорбела, что лишилась возможности помогать христианам. После смерти отца Анастасии Помплий задумал извести супругу, чтобы наследовать все ее имение и жить с другой женою на чужие деньги. Обращаясь с ней, как с пленницею и рабою, он ежедневно истязал и мучил ее. Святая писала своему учителю: «Муж мой… томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою». В ответном письме святой Хрисогон утешал мученицу: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь». И предсказал скорую смерть ее мужа. Через некоторое время Помплия назначили послом к персидскому царю. По дороге в Персию он утонул во время внезапно начавшейся бури.

Святая великомученица анастасия узорешительница

Теперь святая вновь могла посещать томившихся в темницах христиан. Вместе со свободой она получила и все родительское наследство, которое она употребляла на одежду, пищу и лекарства для больных.

В то время царю Диоклетиану донесли из Рима что темницы наполнены великим множеством христиан, что они, не смотря на разнообразныя мучения, не отрицаются от своего Христа и что во всем этом их подкрепляет христианский учитель Хрисогон.

Акафист великомученице Анастасии Узорешительнице

Кондак 1

Избранной угоднице Христовой, всеблаженней великомученице Анастасии / похвальное пение приносим, / яко имущей многое дерзновение ко Господу / еже от всяких бед, скорбей и болезней свобождати верныя, и с любовю взываем сице: / Радуйся, всеблаженная великомученице Анастасие, / узников святая посетительнице и молитвеннице о душах наших.

Икос 1

Ангелом уподобилася еси разумом чистым, познавши Того, Иже есть всего видимаго и невидимаго вечное начало и единый конец желаний всех благочестивых: мы же, восхваляюще мудрое обучение твое от святаго мученика Хрисогона, с любовию вопием ти:

Радуйся, возлюбившая веру Христову;

Радуйся, соблюдшая чистоту девства твоего;

Радуйся, всегда невидимо охраняемая Ангелами;

Радуйся, чистотою твоею к Богу приблизившаяся;

Радуйся, всеблаженная великомученице Анастасие, узников святая посетительнице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 2

Видящи святая Анастасия, яко мнози христиане страждут в темницах за имя и учение Иисус Христово, начат со усердием служити им, утешати же и целити я содействующу Богу, со благоговением поюще: Аллилуия.

Икос 2

Разуме богомудрая Анастасия, яко вся мира сего красная тлению причастна суть, и того ради презревши светлыя одежды и утвари многоценны, тайно оболкшися во одежды нищих, вхождаше в темницы послужити исповедником Христовым; мы же мысленно споследствующе ей, взываем к ней с любовию:

Радуйся, посетительнице заключeнных в темницах;

Радуйся, утешительнице исповедников Христовых;

Радуйся, злато и сребро твое на них расточившая.

Радуйся, теми стяжавшая Царствие Небесное;

Радуйся, руце и нозе святых омывавшая;

Будучи в Македонии и занимаясь там обычным своим делом, святая Узорешительница Анастасия познакомилась с одною очень молодою вдовою Феодотиею, которая была родом из страны Вифинской, из города Никеи. После смерти мужа она осталась с тремя младенцами-сыновьями и жила в Македонии, проводя дни  в усердном исповедании христианства и в благочестивых подвигах. Блаженная Анастасия часто жила у  вдовы, любила ее, как верную рабу Христову.

С течением времени о Феодотии узнали, что она христианка, и  вдова была схвачена и приведена к императору на допрос. Некий царедворец Левкадий, прельстился её красотой. Он просил  не убивать Феодотию, а отдать  ему, чтобы он мог на ней жениться. Император согласился, надеясь, что муж скорее обратит ее в идолопоклонство. Левкадий взял Феодотию с детьми к ce6е в дом, и чего только не делал и ни говорил, упрашивая ее, увещевая, лаская и грозя, чтобы она отверглась Христа и стала его женою.

  Однако  Левкадию нужно было сопровождать императора, который куда-то отправлялся. И он уехал, оставив Феодотию в своем доме, и долго не возвращался. Феодотия же все это время служила вместе со святою Анастасиею узникам, исцеляла больных, погребала мертвых.

И вот Диоклетиану снова доносят, что темницы по городам наполнены христианами и что негде помещать других узников. Тогда нечестивый мучитель велел ночью умертвить всех заключенных, чтобы темницы могли вместить других христиан.

Придя наутро в одну из темниц и не найдя никого из страдальцев, Анастасия заплакала. Когда находившиеся там воины спросили ее, почему она так плачет, она отвечала: "Ищу рабов Бога моего, которые вчера были в этой темнице, а теперь не знаю, где находятся". Воины, видя, что она христианка, тотчас взяли ее и отвели к начальнику Иллирийской области Флору.

Тот спросил ее: "Ты христианка?" Святая Анастасия отвечала: “Воистину я христианка. Что тебе кажется мерзостным, то мне дорого. А имя христианки, которое у вас считается позором, для меня честно и славно”.

– Почему именно туда, Валерия Владимировна?

– В одной из газет попалось мне на глаза письмо оттуда.

Обратила внимание: люди не пищу, не одежду просят, а книги духовные. Как я могла не откликнуться?

Теперь святая вновь могла посещать томившихся в темницах христиан, полученное наследство она употребляла на одежду, пищу и лекарства для больных. Святого Хрисогона отправили в Аквилею (город верхней Италии) на суд к императору Диоклитиану,— Анастасия последовала за своим учителем. Тело святого Хрисогона после его мученической кончины, по Божественному откровению было сокрыто пресвитером Зоилом. Через 30 дней после смерти святой Хрисогон явился Зоилу и предсказал о близкой кончине трех юных христианок, живших недалеко,— Агапии, Хионии и Ирины. И повелел послать к ним святую Анастасию. Такое видение было и святой Анастасии. Она пошла к пресвитеру, помолилась у мощей святого Хрисогона, затем в духовной беседе укрепила мужество трех дев перед предстоящими им пытками. После кончины мучениц, сама похоронила их тела.

Одно из ранних изображений св. Анастасии в древнерус. искусстве сохранилось на новгородском серебряном кратере XII в.  Будучи наряду с мц. Параскевой одной из наиболее почитаемых на Руси, святая представлена во многих памятниках XV-XVII вв., особенно на новгородских и северных иконах среди избранных святых, как, например, «Святые Параскева и Анастасия», 2-я половина XV в.; «Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева и Анастасия», 2-я половина XV в.; на иконе «Богородица Одигитрия Смоленская с избранными святыми», 2-я половна XVI в., псковской иконе «Избранные святые перед иконой Божией Матери «Знамение»», 2-я половина XV в.. Полуфигура святой Анастасии в медальоне помещена на северном склоне западной арки среди святых жен в росписи Дионисия в храме Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, 1502 г. Ее изображение с сосудом в руке имеется, например, на новгородской иконе «Святые Параскева и Анастасия» середина 2-й половины XV в. из собрания Н. П. Лихачёва. Очевидно, Анастасия Узорешительница представлена в Минеях на декабрь: 1565 г. из Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря, кон. XVI в., а также на иконе 1860 г., созданной в связи с рождением великой княжны Анастасии Михайловны. Нет устойчивой иконографической традиции в цветах одеяния святой Анастасии: обычно она представлена в красном чепце и платье и в зеленом или синем мафории, с крестом в правой руке, левая рука покровенна или раскрыта ладонью к молящемуся; иногда, как св. Параскева, - в зеленом (синем) платье и красном мафории; тверская икона «Святая Анастасия, свт. Николай и ап. Иаков», 1-я половина XVI в.; существуют варианты одеяния с белым платом на голове («Владимирская икона Божией Матери, с избранными святыми на полях», середина XVI в.; в золотом венце поверх красного мафория (московская икона XVI в. ). В Строгановском лицевом подлиннике последней трети XVIII в. под 22 декабря образ Анастасии Узорешительницы с крестом в руке сопровождает надпись: «Риза празелен, испод бакан з белил[ом]». Сближение иконографии святых Анастасии и Параскевы выразилось и в появлении икон, на которых мученицы держат в руке развернутый свиток с текстом Символа веры, по-видимому, в середине 2-й половины XVI в. эта деталь, присущая образу св. Параскевы, усваивается в иконографии святой Анастасии: на иконе сев. писем «Свт. Никола Зарайский, с деисусом и избранными святыми», XVI в. , и вологодской иконе святая Анастасии, конец XVI в.. На вологодской иконе «Двухрядница, с избранными святыми», 2-я пол. XVI в., псковской иконе «Походная церковь», между 1588 и 1590 гг., иконе «Избранные святые», нач. XVII в., в руке у святой свернутый свиток; на единоличной иконе нач. XVII в. надпись на свитке посвящена теме мученического подвига святой. Образ святой Анастасии встречается и в русском искусстве XVIII - начала XX в. (эскиз М. В. Нестерова к росписи ц. во имя св. Александра Невского в Абастумани, 1899-1904 гг., например, на иконах святых, соименных царской семье, в связи с тезоименитством Анастасии Узорешительницы мученицы. великой княжны Анастасии Николаевны.

На основании значения имени образ святой Анастасии связывался с праздником Воскресения Христова, а также с почитанием святых Параскевы и Кириаки. Вероятно, как аллюзия на Воскресение фигура святой помещалась в храмовых росписях рядом с изображением Страшного Суда (фреска ц. Спаса на Нередице в Новгороде, около 1199) и Сошествия во ад  в Гёреме; мозаика собора Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130).

Частица мощей святой Анастасии имеется в ковчеге-мощевике кн. Марии, 1409/10 гг., из Благовещенского собора Московского Кремля.

В июле 1995 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II на российскую космическую станцию «Мир» были доставлены 2 иконы Анастасии Узорешительницы, представляющие как православную, так и католич. традиции (одну из них, вышитую на ткани, благословил папа Иоанн Павел II), что символизировало общность корней христиан Востока и Запада.


Лицензия

Молитва святой Анастасии Узорешительнице

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления. Призри убо милостивно на нас (имена), просящия твоей помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас, и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь; умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем суде Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь святой великомученице Анастасии, именуемой Узорешительница

Тропарь

глас 4

Победоноснаго Воскресения истинноименитая наречена еси, мученице Христова, победы на враги поставила еси мук терпением, Христа ради, Жениха твоего, Егоже возлюбила еси. Того моли спасти души наша.

(голосов:0)
Похожие статьи:

Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали» — 7 февраля — Православные праздники

Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали»

Из молитвенных текстов иконе можно заключить, что название «Утоли моя печали» есть ни что иное, как молитва к Божией Матери об избавлении от многочисленных болезней и скорбей телесных и в особенности душевных, т.е. греховных страстей, обуревающих сердце.


Воздвижение честного животворящего Креста Господня

ПРАВОСЛАВИЕ
В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской
епархии

27 сентября

Равноапостольные Константин и Елена. Храм Святой Софии, Константинополь

Святые равноапостольные Константин и Елена XII век, Полоцк

Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге


Преподобный Макарий Жабынский | Белевская Епархия

Святой Преподобный Макарий Жабынский

Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, родился в 1539 году. В ранней молодости он принял постриг с именем Онуфрий и в 1585 году основал Жабынскую Введенскую пустынь близ реки Оки, недалеко от города Белева. В 1615 году пустынь была полностью разорена польскими войсками под начальством Лисовского.


Козельщанская икона Божией Матери

Козельщанская икона Божией Матери

В 1929 году обитель была закрыта. Перед закрытием монастыря, на иконе Божией Матери, находившемся на святых вратах обители, на лике начали выступать кровавые слёзы. Советские власти, чтобы не распространялись слухи о чуде, принуждали игумению Олимпиаду подписать бумагу о том, что с иконы выступает краска, а не кровь. Игумения, а также письмоводительница — монахиня Феофания и раба Божия Анна отказались скрыть чудо, за что и были отправлены в Полтавскую тюрьму. В 1937 году игумения Олимпиада была зверски замучена в той же тюрьме.


Собор Архангела Гавриила

Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую (Серафимы, Хе­рувимы и Престолы), среднюю (Гос­подства, Силы и Власти) и низшую (Начала, Архангелы и Ангелы). Ар­хангелы являются посредниками между Богом и людьми, открывают людям тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, благовествуют о великом и преславном: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем...» (1 Фес. 4, 16—17).



Архангел Гавриил был избран Богом, чтобы благовестить Пресвятой Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Спа­сителя Иисуса Христа, Сына Божия. Именно поэтому на следующий день после Благовещения, прославляюще­го Пречистую Деву Марию, благодар­ные Господу христиане почитают Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения.


Комментарии к статье Святая великомученица анастасия узорешительница:
Загрузка...
loading...


2015