Гороскоп Совместимость Календарь зачатия
Автомобили Дети Животные Многодетные Няни Образование Праздники Развитие Семья Юридическая Отдых
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
18.09.15

Воздвижение честного животворящего Креста Господня

ПРАВОСЛАВИЕ
В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской
епархии

27 сентября

Равноапостольные Константин и Елена. Храм Святой Софии, Константинополь

Святые равноапостольные Константин и Елена XII век, Полоцк

Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

Раноапостольные Константин и Елена

Миниатюра менология императора Василия II. Хранится в Ватикане. 11 век.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Византийская миниатюра 12 века.

Императрица Елена находит животворящий крест. Капелла Сан-Сильвестро XIII века в римском монастырском комплексе Санти-Куаттро-Коронати

   В день праздника 14 сентября богослужение отличалось торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню (начальные антифоны, кроме 1-го, конечного и входного («Господи, воззвах»), отменены) с чтением 3 паремий (Исх 15. 22-26; Притч 3. 11-18; Ис 60. 11-16; каждую из паремий предваряют прокимны - из Пс 92, 59 и 73 соответственно); в конце вечерни -тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя». Ради праздника служили паннихис. Утреня совершалась по праздничному чину («на амвоне»); к Пс 50 припевали не 1, а 6 тропарей; после великого славословия совершался чин воздвижения Креста. По окончании воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная литургия. Антифоны литургии отменялись - сразу пели тропарь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», заменявший собой Трисвятое (в списке Paris. gr. 1592, 1063 г., указаны антифоны из Пс 21, 73 и 98). Чтения литургии: прокимен из Пс 98; 1 Кор 1. 18-2. 2; аллилуиарий со стихами из Пс 73; Ин 19. 6b, 9-11, 13-20, 25-28, 30-35 (со сложным вступительным стихом). На вечерне в день Воздвижения пели прокимен из Пс 113.

    Для субботы перед Воздвижением в Типиконе указаны литургийные чтения 1 Кор 2. 6-9 и Мф 10. 37-42; для недели (воскресенья) перед Воздвижением - Гал 6. 11-18 и Ин 3. 13-17; для субботы по Воздвижении - 1 Кор 1. 26-29 и Лк 7. 36-50; для недели по Воздвижении - Гал 2. 16-20 и Мк 8. 34-9. 1. Кроме чтений, неделя по Воздвижении имела и особую память сщмч. Симеона, сродника Господня, со своим последованием.

   В Дрезденском списке Типикона Великой церковь XII в. (ныне рукопись, сильно пострадавшая во время второй мировой войны, находится в РГАДА) священнодействия и обряды, сопровождавшие поклонение Кресту, описаны весьма подробно. Согласно этому списку, Древо Креста приносили в храм Св. Софии уже 9 сентября, где его запирали в одном из помещений катехуменов (т. е. на хорах). С 10 по 13 сентября Древо Креста ежедневно износили вниз в храм, где во время между началом утрени и окончанием литургии происходило поклонение ему. После вечерни и паннихис накануне праздника упомянуты пение праздничного кондака и лития (крестный ход) из храма на одну из городских площадей с пением «Вознесыйся на Крест волею»; на площади возглашали сугубую ектению, после чего снова с пением «Вознесыйся на Крест волею» возвращались в храм, где произносились просительная ектения, главопреклонная молитва и отпуст; в продолжение ночи устраивалось поклонение Кресту на катехуменах. Порядок тропарей на Пс 50 утрени несколько отличается от других списков Типикона; в чине утрени присутствуют заимствования из монастырских уставов. Чин воздвижения Креста, совершавшийся во время великого славословия и предварявшийся торжественным принесением Креста в алтарь, описан подробнее, чем в др. списках; после чина воздвижения с пения «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» вместо Трисвятого начиналась Божественная литургия; в конце литургии Крест, «предшествуемый множеством народа», уносили во дворецерковь Константинопольский реликварий с Древом Креста был в XIII в. похищен крестоносцами; возможно, т. н. Лимбургская ставротека - и есть тот самый реликварий.

Праздник Воздвижения в византийских монастырских Типиконах

   Праздник Воздвижения получил свой окончательный вид в IX-XII вв. большое распространение в православном мире имели различные редакции Студийского устава, в XII-XIV вв. вытесненного Иерусалимским уставом, который после XIV в. стал общепринятым в Православной Церкви. Корпус песнопений Воздвижения по этим уставам в целом один и тот же; праздник имеет пред- и попразднство; литургийные чтения праздника, суббот и недель перед и по Воздвижении заимствованы из Типикона Великой церкви (1-я паремия праздника на вечерне (Исх 15. 22-26) обычно увеличена на 2 стиха до 16. 1; Евангелие субботы перед Воздвижением (Мф 10. 37-42) читается на 1 стих больше до 11. 1; апостольское чтение литургии Воздвижения, напротив, сокращено: 1 Кор 1. 18-24); из константинопольской же традиции заимствован и чин воздвижения Креста на праздничной утрене.

   Воздвижение и чтение Священного Писания. Праздник Воздвижения стал важной вехой годового богослужебного круга. К этому празднику заканчивается чтение на литургии Евангелия от Матфея, начавшееся в понедельник после недели Всех святых. Окончание 17 седмиц этого цикла специально приурочивается к неделе по Воздвижении. В понедельник вслед за неделей по Воздвижении начинается чтение Евангелия от Луки, и тем самым на Воздвижение бывает или воздвиженская преступка (часть чтений 17-седмичного цикла Мф опускается) или воздвиженская отступка (в случае ранней Пасхи 17-седмичный цикл Мф заканчивается еще до Воздвижения и часть чтений приходится повторять).

   Помимо начала чтения Лк (и соответственно толкований блж. Феофилакта Болгарского на Лк вместо толкований свт. Иоанна Златоуста на Мф в качестве уставных чтений утрени) после Воздвижения увеличивается количество кафизм Псалтири на утрене (по Студийскому уставу вместо одной начинают читать 2 кафизмы; по Иерусалимскому уставу вместо 2-3).

    Кроме того, по Иерусалимскому уставу на воскресной утрене к непорочным (17-й кафизме) прибавляется полиелей (в рус. изданиях Типикона, начиная с 1682 г. указано, что непорочны заменяются на полиелей). По Студийско-Алексиевскому уставу воскресные утрени после Воздвижения получают иное, но по сути аналогичное изменение - стихи степенных антифонов начинают повторяться по 6 раз, и к ним припеваются строки степенных псалмов (в отличие от летнего периода года, когда стихи поются по дважды и без псалмических строк). Изменения в числе кафизм на утрене связаны с началом зимней половины года, когда ночи длиннее, и поэтому утреня, которая должна совершаться ночью, тоже становится продолжительнее.

   Пост Воздвижения. В Иерусалимском уставе начиная с ранних его редакций появляется указание на пост в день Воздвижения. Прп. Никон Черногорец (XI в.) в «Пандектах» писал о том, что пост в день Воздвижения нигде не обозначен, но является общепринятой практикой, причем в соборных храмах постятся 1 день, а в монастырях 2 дня, включая 13 сентября. По Иерусалимскому уставу в день Воздвижения дозволяется вкушение елея и вина, но не рыбы.

Акафист Кресту Господню

Кондак 1

Приидите, христоименитии людие, составим похвалу Честному Кресту, на нем же Христос, Царь Славы, руце распростер, возведе нас на первое блаженство, из негоже низпадохом прелестию змиевою. Ты же, о пресвятый Кресте, яко имеяй присущую тебе силу Распятаго Христа, спасай и сохраняй от всяких бед любовно зовущия ти: Радуйся, Честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.

Икос 1

Ангелов лицы, яко Божии служителие, Крест обстояще, вольную страсть Христа Жизнодавца прославляют. Мы же страданьми Того вечныя смерти избавльшеся, подражая Горним Силам, радостно взываем: Радуйся, Кресте, яко на тебе Христос Бог наш, волею руце распростер, спасение наше содела; радуйся, яко распростершимся на тебе Христом преступление Адама и Евы, простерших руце ко древу запрещенному, упразднися. Радуйся, яко воздвижену бывшу на тебе, аки преступну, Законодавцу, древняя клятва, яже на нас бывшая, потребися; радуйся, яко содеявшимся на тебе, странным таинством род человеческий от тли смертныя свободися. Радуйся, яко Пострадавшим и Умершим на тебе жало смерти сокрушися; радуйся, того ради страдания Бог с человеки примирися. Радуйся, Честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.

При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361-363) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака 28 октября).

Святая царица Елена со всем усердием позаботилась почтить места, связанные с земной жизнью Спасителя. Она воздвигла церкви в Вифлиеме, на горе Елеонской, в Гефсимании и еще 18 других церквей. Возвратившись в Константинополь, святая царица Елена привезла с собой часть животворящего Древа, гвозди, пронзившие Тело Господа, и другие святыни.

История праздника Воздвижения честного и животворящего Креста

В 628 году византийский император Ираклий после многочисленных походов и многих лет борьбы победил персидского царя и разгромил персидскую державу. Он освободил из плена христиан, патриарха Иерусалимского и честное древо креста Господня. Радостно, торжественно и в то же время смиренно взял император крест Господень на свои плечи и понес его в Иерусалим, где
14 сентября водрузил его на прежнее свое место.

После этого события, с VII века до настоящего времени Православная Церковь празднует Воздвижение именно в этот день –
27 сентября по новому стилю. А так как освящение храма во имя Воскресения Господня при Константине в 336 году и собор, который установил праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, были совершены в субботу, накануне воскресенья, то было решено отмечать перед этим праздничным днем особый праздник — субботу и неделю перед Воздвижением.

27 сентября 2010.


Размещено в


Святая Церковь во все времена зовёт всех ко Христу и предлагает благодатную помощь, исходящую от Животворящего Креста Господня. Почитание Креста Господня — одна из основ нашей веры.


Вокруг так много искушений и призывов жить страстями — где тут вспомнить о кресте своём и Кресте Христове. Мы сами в себе повсюду воздвигли капища нашим страстям и грехам, и почти всё, связанное со Спасителем, предано забвению. И каждый из нас, чтобы следовать Христу, должен найти и воздвигнуть в себе утерянный Крест Христов, подобно тому, как это сделали Равноапостольная Елена и епископ Макарий. И тогда случится чудо исцеления и воскрешения нашей души.

(голосов:0)
Похожие статьи:

Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали» — 7 февраля — Православные праздники

Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали»

Из молитвенных текстов иконе можно заключить, что название «Утоли моя печали» есть ни что иное, как молитва к Божией Матери об избавлении от многочисленных болезней и скорбей телесных и в особенности душевных, т.е. греховных страстей, обуревающих сердце.


как мы отдыхаем в ноябре на ноябрьские праздники в 2015 году в России


Автор Татьяна (admin) в . Опубликовано Новости и события

Согласно постановлению Правительства РФ № 860 от 27 августа 2014 г. «О переносе выходных дней в 2015 году», состоится перенос выходных дней с субботы 3 января на пятницу 9 января и с воскресенья 4 января на понедельник 4 мая.


Праздник 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы. Женский сайт www.InMoment.ru

4 декабря православная церковь отмечает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - один из двунадесятых православных праздников.

История праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Что можно есть на праздник Введения Богородицы во храм


Преподобный Макарий Жабынский | Белевская Епархия

Святой Преподобный Макарий Жабынский

Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, родился в 1539 году. В ранней молодости он принял постриг с именем Онуфрий и в 1585 году основал Жабынскую Введенскую пустынь близ реки Оки, недалеко от города Белева. В 1615 году пустынь была полностью разорена польскими войсками под начальством Лисовского.


Крещенский сочельник - традиции и обряды

18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник — это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне Крещение. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан.


Комментарии к статье Воздвижение честного и животворящего креста господня:
loading...
Загрузка...


2015