Гороскоп Совместимость Календарь зачатия
Автомобили Дети Животные Многодетные Няни Образование Праздники Развитие Семья Юридическая Отдых
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
18.09.15

Ребенок в неполной семье


Иное дело, когда родители разведены. Здесь вступают в силу уничижительные характеристики родителя, будь то мамы или папы. В семье, если о нём и вспоминают, всегда только в негативном цвете. И у ребёнка развивается комплекс. Если это девочка, то она привыкает в каждом представителе мужского пола видеть только негативное. Подсознательно у неё с детских лет вырабатывается такое качество, как неприятие мужчин. Если это мальчик, то у него это может сказаться на заниженной самооценке, мол, у меня был плохой отец, значит, и я такой же. Очень остро чувствует ребёнок отсутствие отца, когда он приходит к нему по выходным, дарит подарки, участвует в воспитании. Вроде бы всё хорошо. Да только в данном случае ребёнок страдает от отсутствия папы ещё сильнее. Он с ревностью относится к его новой семье, очень переживает минуты расставания.

При разводе родителей, когда с ребёнком остаётся мама, она не просто берёт на себя всю сложность воспитания. Она порой не знает, как это делать, чтобы постараться заменить и маму и папу. Как правило, это у неё не получается. Она старается быть похожей на отца, такой же строгой. И в то же время ласковой как мама. При отсутствии папы у малыша не так активно формируются организованность и самодисциплина, эмоциональная сдержанность. Хорошо, если есть старший брат или дедушка. Если и их нет, мама должна найти кого-нибудь из мужчин-родственников, с кем бы часто общался её ребёнок. Заменить же папу она не сможет. Её задача — выполнять свою материнскую роль и стараться в присутствии ребёнка не впадать в состояние одинокого уныния. Ибо в такие минуты ребёнок особо остро чувствует своё одиночество, он слабеет и физически, и душевно.

Воспитательная атмосфера семьи, где мама овдовела, является более благоприятной, нежели в семье, где случился развод. Сохраненные родственные связи обеспечивают детям психологическую поддержку, компенсируют недостаток общения. Если в такой семье несколько детей, то это тоже может быть частичной компенсацией неполноты семьи. Обычно старший ребенок становится младшему "ведущим", стимулирует его в социальной сфере, выступает защитником.

Психологи констатируют, что в неполных семьях дети меньше конкурируют и больше привязаны друг к другу. В случае развода родителей дети просто «сдают» экзамен на раннее взросление. Развод для детей является ломкой привычных отношений, традиций, устоев. Наибольшее влияние развод оказывает на детей дошкольного возраста. В такой неполной семье отношения между родителем и ребенком иногда развиваются по типу культа самопожертвования. Это означает, что мама и дитя связаны любовью, страданием, болью, печалью. Такой тип взаимоотношений рождает в ребенке пессимизм, неуверенность в своих силах, беспокойство, мрачные настроения. А иногда отношения между родителем и ребенком в семье после развода развиваются по типу равнодушия. Дитя не замечают, мама страдает и вся отдается печали и обидам. Нередко эта обида может выливаться и на ребенка. Тогда он еще больше слабеет душой и телом, ощущая потерю отца и матери одновременно.

Поэтому после развода или в случае рождения ребенка без отца мама должна все делать так, чтобы ребенок по минимуму чувствовал отсутствие второго родителя. Не лишними будут консультации детского психолога, общение с педагогами. Очень часто роль отца в таких семьях начинает играть дедушка, или другой родственник семьи. Ребенок, особенно мальчик, интуитивно тянется к мужчине, похожему на отца, потому что он хочет компенсировать дефицит мужского внимания и заботы. Хорошо, если такой мужчина есть рядом.

В неполной семье складываются специфические условия для воспитания детей. Распад семьи отрицательно влияет на отношения между родителями и детьми, нарушает стабильность эмоциональной атмосферы. В связи с тем, что родители сами испытывают душевные переживания, им обычно не достает сил, чтобы помочь детям справиться с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции  - материнскую и отцовскую. Понимая, что сыну необходим отец, одинокая мать сознательно или бессознательно  стремиться компенсировать ребенку его отсутствие и берет на себя мужские функции (строгость, требовательность, жесткие стратегии воспитания).  В результате мальчик лишается не только отца, но, в  некотором смысле, и матери – материнской любви, терпимости, теплоты. Как известно, именно эти черты материнского отношения в раннем возрасте являются главным условием уверенности ребенка в себе, доверия к окружающим и общего положительно самоощущения.

Чешский психолог З. Матейчек считает, что воспитание в неполной семье – это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Он утверждает, что более всего следует учитывать особенности личности того человека, который остается с ребенком один. Способность этого воспитателя соответствовать всем требованиям играет в формировании личности ребенка значительно большую роль, чем тот факт, что семья неполная. Ребенок должен чувствовать, что он может положиться на каждое слово и действие взрослого независимо от того, что это будет: обещание, угроза или откровенный разговор. Авторитет и уважение нельзя пробудить упреками или призывами к сочувствию.  Авторитет должен расти постепенно как результат культурного общения с людьми, серьёзного, рассудительного, понятного для ребенка подхода к решению проблем, вопросов и, прежде всего, - правдивости и искренности воспитателя.

Кроме этого, нельзя забывать и о том, что ребенок сам особенностями своего темперамента влияет на формирования собственной личности. Ребенок вовсе не пассивный участник воспитательного процесса. А жизнь в неполной семье есть такое же сотрудничество, как и жизнь в семье по любым критериям полной.

Случается, что родитель вообще не комментирует ситуацию развода. Не упоминает об ушедшем человеке, ничего не объясняет. Тяжелое эмоциональное состояние взрослого после развода негативно сказывается и на состоянии ребенка. Для него весь привычный мир рухнул. Малыш пробует его переосмыслить, ориентируясь на поведение живущего с ним родителя. Видя его состояние, ребенок испытывает чувство тревоги и неуверенности. Он беспокоится. Находится в том состоянии, когда осознается потеря родителя, который ушел, и родителя, который физически с ним остался. Получается, что ребенок проживает два состояния. Состояние боли от потери родителя, и состояние тревоги за поведение другого. Маленький человечек тоже нуждается в определенном периоде приспособления к новой ситуации. Он, как пример, должен понять, что мама все так же рядом с ним, да и отец для него полностью не потерян.

Первые 5 лет жизни играют определяющую роль в развитии мужского характера у мальчика. Чем дольше в это время ребенку приходится жить без отца, тем больше будет трудностей в его половой идентификации.

Если мальчика воспитывает одна мать, то можно наблюдать у него проявление женских черт характера, предпочтение занятий, свойственных девочкам.

В развитии девочки отец является главным мужчиной, образцом, на который впоследствии она будет ориентировать свои отношения с мужчинами. Исследования психологов констатируют, что взаимоотношения девочки с отцом в раннем детстве влияют на ее будущую личную жизнь. Женщины, которых воспитывали дружелюбные и ласковые отцы, как правило, удачны в браке, в сексуальном и духовном отношении. А те, у которых отец был безликим или его вовсе не было, чаще в браке несчастливы. Такие девочки зажаты и скованы, у них часто присутствуют комплексы неполноценности, они считают себя некрасивыми и недостойными счастья. Даже в маленькой и знакомой компании они отмалчиваются и краснеют, чувствуют себя неуютно, предпочитают одиночество. Поэтому они и не могут устроить свою личную жизнь. Отношения с мужчинами вызывают у них страх. То есть недостаток отцовского влияния при взрослении девочки затрудняет ее развитие как женщины и осложняет формирование навыков межполовой коммуникабельности. Такие женщины очень часто разводятся, как и их матери.

Стремление матери сделать ребёнка «образцовым, несмотря на то , что у него нет отца»

Результаты могут быть неопределёнными, так как ребёнок может противиться чрезмерному давлению. В итоге он либо становиться пассивным, либо начинает «бунтовать», что детерминирует его активный уход в неформальные группы.

Девиантное поведение матери:

В силу её безответственности, примитивных интересов, недоброжелательного отношения ребёнку, который напоминает женщине о её неудачах в личной жизни

Прогнозы возможных проблем детей, живущих без их биологических отцов:

  • Более вероятно, чтобы иметь эмоциональные или умственные проблемы.
  • Имеют большее количество проблем в школе.
  • Имеют большее количество проблем взаимоотношений с обществом.
  • Подвергаются большому риску физического, эмоционального, или сексуального насилия.
  • Более вероятно, что убегут из дома.
  • Чаще будут курить.
  • Более вероятно, будут употреблять алкоголь.
  • Чаще употребляют наркотики.
  • Более вероятно, будут прогуливать школу.
  • Больше шансов быть исключёнными из школы.
  • Более вероятно, что прекратит обучение в 16 лет.
  • Более вероятно, что будут иметь проблемы с поведением.
  • Более вероятно, что будут иметь долгосрочные эмоциональные и психологические проблемы.
  • Чаще имеют проблемы со здоровьем.

Рекомендации по воспитанию для родителей неполной семьи.

  • Понять, чего вы хотите от ребёнка и объясните это ему. узнать, что он об этом думает.
  • Предоставить ребёнку самостоятельность.
  • Воспитывать, но не контролировать каждый его шаг.
  • Не подменять воспитание опекой.
  • Не подсказывать готовое решение -подсказывать, если это необходимо, пути к решению и время от времени разбирать с ребёнком правильные и ложные шаги к цели.
  • Непременно хвалить ребёнка за успех.
  • Научить ребёнка самому оценивать свои достижения и гордиться ими.
  • Если ребёнок совершил проступок, нужно оценить проступок сразу и сделать паузу, чтобы ребёнок смог осознать услышанное.
  • Оценив проступок, следует поддержать ребёнка как личность: прикоснуться к нему, чтобы он почувствовал, что близкий человек сочувствует и надеется на него, что родитель уверен, что всё у дитя будет в порядке.
  • С ребёнком нужно быть добрым и последовательным, в меру строгим.
  • В случае возникновение трудностей, следует обратиться к психологу.

Поэтому:

Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.

В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.

Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях — чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.


  У неполной
семьи есть и обратная сторона, которая хорошо описывается поговоркой «из двух
зол выбирают меньшее». Не самые хорошие последствия воспитания одним родителем
для социализации ребенка очевидны, но иногда бывает так, что развод –
единственный способ оградить ребенка (да и самого себя) от постоянного
выяснения отношений, ссор, психического, а иногда, увы, и физического насилия
над ребенком.

(голосов:0)
Похожие статьи:

Прочерк в графе «отец» – запись со слов матери, прочерк. Плюсы и минусы.

При рождении малыша незамужней маме следует принять важное решение – как лучше оформить документы на него? Если женщина не замужем, то у нее есть две возможности – получить статус одинокой матери или призвать второго родителя пройти процедуру установления отцовства.


Неполная семья [12110]

Что такое неполная семьяАрина Покровская, психолог, правозащитник:

Что такое неполная семья

За последнее время в нашем обществе многое изменилось, в том числе семья и ее формы. Возросло число детей, рожденных вне брака, увеличилось количество разводов. Как следствие, привычны стали так называемые неполные семьи.


Как сообщить о разводе ребенку?


Здравствуйте! У меня есть дочь - 5,5 года. Два года назад я разошелся с женой. Разошлись мы тихо-мирно. Не скандалили. Я постоянно прихожу к ним. Проводим вместе выходные. Дочери объяснили когда-то, что мне из-за работы нужно жить в другой квартире. Дочь никогда не видела ни папу с другой женщиной, ни маму с другим мужчиной - мы с самого начала договорились, раньше необходимого не травмировать ребенка. Ребенок никогда не слышал ни от меня ни от мамы о том, что кто-то плохой (из родителей) в чем-то виноват и т.д. Она живет и видит двух любящих её родителей. После двух лет у меня появилась Любимая женщина. Как, не травмируя ребенка, сообщить ей о том, что у меня будет другая жена, что я буду жить не сам (два года подряд она регулярно с мамой приезжала ко мне в гости), что у меня будут дети и т.д. и т.п. Возможно есть какая-то методика введения "чужого" человека в жизнь ребенка?


Отец ушел. Как сказать ребенку?


В наше время семьи рушатся на каждом шагу. Реальный облик нашего общества такой, что отцы убегают из семьи, порой даже не успев ее нормально создать, вовсе не оглянувшись на последствия... Не прочувствовав боль и растерянность своих детишек. Уходят по разным причинам, но мы поговорим не об этом. А о том, что после развода с мамой своих детей безразличные папочки перестают общаться и с ними. На любом этапе взросления ребенка а иногда и до рождения малыша, наступает такой момент, когда необходимо объяснять сыну или дочери, куда исчез папа, и как случилось, что сейчас он не может быть с нами.


Как объяснить ребенку, почему папа с нами не живет | ДЕТИ

Почему папа с нами не живет

"Мама, а где мой папа живет?"

"В Барнауле "


Так ребенку 4 лет вполне можно сказать, что вы не знаете, где папа (я понимаю, что это так, из вашего письма), что вы когда-то познакомились, влюбились, потом пришлось расстаться.

Потребность в образцах «мужского» (как и «женского») поведения, независимо от того, кто растет в семье: мальчик или девочка. Ребенку необходимо видеть, чем психологически отличаются «тети» от «дядей», как они между собой взаимодействуют, как распределяются роли в тесном двуполом сообществе — для того, чтобы примерить на себя свою роль, соответствующую своему полу.


Комментарии к статье Воспитание ребенка в неполной семье:
Загрузка...
loading...


2015